Садоводство сродни игре, где фантазии и мечты всегда можно воплотить. Придумать и создать, и не понарошку, а в жизни. Тем более японские сады с их уменьшенным масштабом ландшафта, строений и деревьев подходят этой игре.
В Японии приемы создания садов постоянно развиваются, формализуются в угоду современной моде на лаконичность. И все-таки три элемента, три стихии, остаются неизменными: камень, вода, живая природа в виде растений. Вода, как известно, может быть изображена символично — камнями или растениями. Вот основа, от которой можно играть, обладая чутьем, вкусом, знанием материалов.
Символизм японских садов позволяет придумывать сюжет и воплощать его с помощью трех элементов. Сюжет часто связан с воспроизведением конкретного природного ландшафта, и садовод- художник создает его уменьшенный образ в рамках территории сада. Простор для творчества, невзирая на небольшую площадь сада, огромный и в то же время определенный образ для воспроизведения упорядочивает планировку сада: нет хаоса, бездумного навала камней и беспорядочного расположения растений.
границы: внешние и внутренние
Японские сады при всей их картинности могут быть достаточно функциональны и, что важно для обладателя, удобны для ухода. Причиной тому — четкая граница стихий, которая строго поддерживается садовником, не перегруженность растениями как по ассортименту, так и по количеству. Для него характерна группировка растений одного вида вместе, чтобы усилить эффект в сезон декоративности. Эти три особенности и четкие границы посадок облегчают уход.
Изгородь, расположенная по границе сада, отделяет сад и физически, и визуально, и психологически. Благодаря этому малый сад в японском стиле несложно вписать в сад большего размера любой другой концепции — просто очертить небольшой японский островок. Территория сада в Японии — это место, где можно отрешиться и отдохнуть от действительности, попытаться понять суть вещей и мироздания. Здесь можно просто спокойно посидеть, подумать или лучше (и к чему стремятся последователи дзен-буддизма) остановить поток мыслей.
В саду в качестве границы (внешней и внутренней) часто применяют бамбуковые и просто деревянные изгороди. Природные материалы выглядят органично, неброско, да и стоят недорого. Границей и одновременно фоном могут служить стены строений, и чем прощеони и нейтральнее, тем лучше для будущей картины японского сада.
Камень, помимо символической художественной нагрузки, используется в мощении дорожек, галька — для отсыпки границы посадок и дорожек, для устройства дренажных канавок и приямков. Выбор камня — опять же дело вкуса, но он в японских композициях, как правило, не очень яркий. Лучше использовать светлый голубовато-серый, желтовато-коричневый или черно-серый. Контрастные сочетания камней редки, чаще все камни и галька подбираются в тон, отсыпка неизменного светло-серого цвета.
растения
Сад в Японии может быть вообще лишен растений, но это все-таки редкость. Интересно, что растения также могут символизировать воду, космическое пространство или небо. Для этого обычно применяют почвопокровные растения, чаще всего используют мхи, офиопогон, вечнозеленые кустарники в стрижке. У нас также можно сделать моховой сад или посадить виды, похожие на мхи и по смыслу их заменяющие: пахизандру (Pachysandra), очитки, стелющиеся по земле можжевельники.
Японский стиль узнается благодаря формированным деревьям типа бонсай, которые в малом пространстве сада выглядят кряжистыми противостоящими стихии исполинами. Бонсай — это трудоемко, зато вносит в сад традиции, оставляет память и завет будущим поколениям. Подойдут для этой культуры сосны, некрупные клены, лиственницы, бересклеты, яблони, боярышники.
Традиционно японскому саду присуща монохромность. Много вечнозеленых видов, в частности сосен, азалий, что играет в тему круглогодичной декоративности. Лишь дважды в год сады заливаются красками. Весной на них обрушивается розовый снегопад нежных лепестков сакуры. Осенью декоративным огнем ненадолго вспыхивают листья кленов. Мы, избалованные пурпурнолистными и желтолистными формами, в угоду яркости пытаемся добавить цветистые мазки в свой сад. Да и сами японцы вывели множество сортов клена длановидного (Acer palmatum) с различной формой и окраской листвы. Все же в японской композиции не стоит увлекаться цветом, торопить события. Лучше достичь этого за счет сезонной декоративности немногих видов. И тогда будет время тюльпанов, ирисов, пионов, не говоря уже о цветении вишни и осеннем кружеве кленов.
И тут мы вплотную подходим к самому сложному в нашей игре, если говорить об исполнении желания и о создании японского сада наяву, а не в мечтах. Сакуры мерзнут, японские клены требуют укрытия. Придется использовать зимостойкие виды кленов, например, к. Гиннала (A. ginnala) и к. колосистый (A. spicalum). Очень хороши малоизвестные еще дальневосточные к. моно (A. mono), к. манчжурский (A. mandshuricum). Равноценной замены сакуре, пожалуй, нет, носпасают картину обычные вишни, яблони, черемуха 'Colorata', да и боярышники.
Что-то будем укрывать, что-то — пригибать к земле, чему-то предложим альтернативу. Главное в игре — сохранить дух места, попытаться передать атмосферу японского сада.