Добро пожаловать


НЕМНОГО ТЕОРИИ. Основные стили ландшафтного дизайна

Дата:  26.12.07 | Раздел: Современные идеи для сада

Гораздо проще декорировать участок, придерживаясь опре­деленного стилевого направления. Это значительно облегчает подбор декоративных элементов и размещение растительных посадок, который можно проводить в соответствии с харак­терными  признаками того или иного  стиля. 

Регулярный стиль сформировался в XVII ве­ке во Франции и символизиро­вал власть монарха не только над человеком, но и над природой.

Характерными   признаками регулярного стиля являются:

•  плоскостной характер ком­позиции;

•    подчинение    ландшафта строгим геометрическим линиям;

•  симметричное построение композиции;

• наличие основной оси всей композиции   (как  правило,   на ней расположены центральный дом, лестницы и др.), которой подчиняются лучевые (аллеи);

• главенство главного здания над окружающим садом;

•  параллельное, радиальное или диагональное располо­жение аллей;

•  пересечение пешеходных дорожек под прямым углом или звездообразно;

•  использование для мощения дорожек серой каменной крошки, гравия, смешанного с песком;

•  наличие единой точки обзора, с которой открывается далекая перспектива;

•  наличие партеров с геометрическими парадными цвет­никами, скульптурами и вазонами;

•   наличие боскетов (групп деревьев или кустарников, подстриженных в виде шпалер, шаров, кубов или пирамид);

• водоемы строгих геометрических очертаний;

• наличие фонтанов, каскадов;

•  все растительные посадки (цветники, газоны) имеют строгую геометрическую форму;

использование растений, хорошо поддающихся стриж­ке (самшит, бук, можжевельник).

Пейзажный стиль за­родился в XVIII веке в Англии. В эпоху Про­свещения очень моден был лозунг «Назад, к при­роде!», что и отразилось в искусстве, в том числе и садово-парковом.

Характерными при­знаками пейзажных са­дов являются:

•  отсутствие искус­ственности;

•  сохранение естес­твенных   линий   ланд­шафта;

•  асимметричность планировки;

•  отсутствие основной оси композиции и прямых линий;

•  решение каждой пейзажной картины с учетом или со­хранением естественных ландшафтных качеств;

•  использование дорожек свободных линий в качестве связующих элементов между отдельными пейзажными компо­зициями. Покрытие для дорожек выполняют из природных материалов: камня, дерева и т. д.

•  планирование пешеходных путей таким образом, чтобы пейзажные картины открывались поочередно;

•  отсутствие единой точки обзора;

•  использование местных растений для составления композиций;

•   в   растительном дизайне главная роль от­водится цвету и факту­ре поверхности дере­вьев, листьев, цветков;

•  водоемы,  в том числе и искусственные, имеют естественную не­ровную береговую ли­нию;

•   слияние    искус­ственно созданной ком­позиции   с    окружающим ландшафтом в единое целое.

Коротко охарактеризовать особенности японского сада довольно трудно, так как в осно­ве их построения лежат философия,

религиозные и нацио­нальные традиции Японии, складывавшиеся на протяжении нескольких тысячелетий. Известно, что японцев отличает со­вершенно особое отношение к природе, являющееся частью их менталитета. Японские сады отличаются лаконичностью,

миниатюрностью, сим­волизмом и многоз­начностью, они под­чинены одной идее.

Их главное назна­чение — через худо­жественный образ помочь зрителю от­решиться от повсе­дневной суеты и об­рести душевное рав­новесие.

Композиция, как правило, асимметрич­ная, строится с учетом естественного ланд­шафта (будь то заболоченный участок или понижение релье­фа) и имеет три зоны восприятия: передний план, средний и задний. В целом компоновка таких садов очень сложна, так как предполагает передачу жизни и движения. Состоят они из нескольких отдельных пейзажных картин, которые раскрываются по­степенно во время движения по саду и с определенных точек обзора (пеше­ходные маршруты в японских садах чаще составляются заранее). Каждая картина несет определенную идею, при этом в зависимости от времени года, часа суток и освещения, она может приоб­ретать несколько значений.

В саду у того или иного вида (сад воды, камней, мхов, для чайной церемонии, для прогулок и др.) выделяют главные элементы: камни, водопад, отдельно стоящее дерево и т. п. Ус­ловно выделяют 3 основные группы компонентов: камень (отождествляется с горами, скалами и т. п.), вода или песок (водоем отождествляется с озером, ручей — с рекой и т. п.) и растения (лес, роща и т. п.). Цветовое решение также зависит от основной идеи: каменистые сады, напри­мер, не отличаются богат­ством красок по сравнению с пейзажными (в которых преобладает растительность). Основу японского сада чаще всего составляют кам­ни: каждый из них занимает строго отведенное ему мес­то, несет определенную смысловую нагрузку. Наи­большую ценность имеют камни, состаренные време­нем: обветренные, покры­тые мхом и лишайником, обточенные водой. Именно такие камни в композиции располагают так, чтобы они были видны со всех точек обзора. Группируются они по размерам, форме и воз­расту. Расставляются асимметрично, слева направо, так же, как организовано движение по саду. Используют камни как в качестве отдельных элементов, так и для построения оград, мостиков и водопадов; мелкими мостят дорож­ки, применяют для символического изображения поверхности воды. Использование растений также подчинено основной идее. Это мо­гут быть одиночные деревца или кустарники с интересной формой ствола или кроны, групповые посадки цветущих весной слив и сакуры или краснолистных кленов. В целом в японских садах чаще всего используют хвойные и вечнозеленые культуры.

Вариант оформления участка в япон­ском стиле




Cтатья опубликована на сайте "Фазенда":
https://fazenda-life.ru

Адрес статьи:
https://fazenda-life.ru/modules/myarticles/article_storyid_490.html