Счетчики
Top.Mail.Ru

Заказ такси в СПб

9.6.08 15:31 | ЭТАП 3. ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ОСНОВАМИ ГРАМОТНОЙ ПЛАНИРОВКИ
Раздел: Теория ландшафтного дизайна | Автор: admin | Рейтинг: 8.33 (24) Оценить | Хитов 10356

Не произойдет ничего страшного, если вы проигнорируете советы, приведенные в этой статье, — они касаются принципов правильного с профессиональной точки зрения ланд­шафтного дизайна. Если же вы последуете этим принципам, то для по­священных при первом же взгляде на ваш сад станет ясно, что вы зна­комы с канонами ландшафтного проектирования.



Эти каноны в тече­ние многих лет считаются «правилами хорошего тона», но ведь вы со­здаете сад для себя. Прежде всего старайтесь придерживаться пяти ос­новных принципов,  и избегать ошибок в плани­ровке.

Основные принципы

Простота

Профессиональные ландшафтные архитекторы в своих проектах, как правило, стремятся к простоте. Тем не ме­нее вычурных садов больше, чем сдержанных. Прежде чем наполнить участок самыми разными формами и объ­ектами, задумайтесь о преимуществах простого подхода.

Во-первых, уход за садом, в котором много разных эле­ментов, окажется трудоемким. Для того, чтобы стричь га­зон между клумбами, нужен навык, а обработка краев мно­гочисленных клумб и бордюров и прополка на них сорняков потребуют много времени. Обязательно придется удалять отцветшие цветки и в засуху поливать недавно высаженные однолетники. Во-вторых, перенасыщенный несвязанными объектами сад кажется меньше и в нем нет ощущения по­коя, присущего саду с более простыми линиями.

Профессионалы правы: не стоит перегружать боль­шой сад бордюрами, клумбами, дорожками и т. п., в рас­положении которых не просматривается логика. Но и до­водить этот принцип до крайности тоже не следует. Мно­гие владельцы крошечных участков предпочитают пере­насыщенную планировку, чтобы иметь возможность часа­ми копаться в земле на свежем воздухе.

Баланс

Сад должен быть сбалансированным. Это не значит, что необходима строгая симметрия, когда правая сторона яв­ляется зеркальным отражением левой. На самом деле яв­ная симметрия не очень подходит для декоративного са­да. Но все равно, сад должен быть уравновешенным, и этого проще всего добиться, мысленно взвесив левую и правую стороны участка на огромных весах: если одна сторона явно тяжелее другой, сад не сбалансирован. Оп­ределить «относительный вес» разных частей участка не так просто, как может показаться на первый взгляд: на­пример, густое хвойное растение вроде кипарисовика Лоусона «тяжелее» более высокого и раскидистого листо­падного дерева, такого как береза.

Единство

Этот термин ландшафтные дизайнеры употребляют для обозначения такого качества сада, когда он воспринима­ется как гармоничное целое. Это качество не имеет ниче­го общего с размеренностью и монотонностью. Как в тра­диционном, так и в современном регулярном саду воз­можны самые разные наборы элементов и схемы их раз­мещения, однако абстрактная скульптура будет совер­шенно неуместна среди старинных вазонов и старомод­ных роз, а дикорастущие цветы — в саду, спланированном в архитектурном стиле.

Ради создания единства желательно построить сплошную ограду из тех же материалов, из которых по­строен дом. Это не значит, что все элементы должны быть такого же цвета и формы, но огораживающие стены из старого кирпича в связке со старым кирпичным домом со­здадут ощущение единства. Не используйте слишком много разных типов покрытия: сочетание плит из искусст­венного камня, кирпича, плитки неправильной формы, травы и щебня не будет выглядеть гармоничным.

Контраст

Может показаться странным, что единство и контраст вхо­дят в список основополагающих принципов хорошего ди­зайна и, более того, соседствуют на одной странице! Это ведь прямо противоположные вещи. Единство означает необходимость гармонии в саду, а контраст требует за­метных различий.

На самом деле в этом нет противоречия. Как говори­лось выше, следует стремиться к созданию гармоничного дизайна без «выпадающих» из общего стиля деталей. В рамках этой схемы есть место для контраста, что в особой степени относится к растениям на клумбах и в бордюрах. Не старайтесь просто привлечь внимание, посадив цветы контрастной окраски — желтые рядом с фиолетовыми, оранжевые по соседству с голубыми и т. п. Контрастиро­вать должны также форма растений и листьев — пусть растения с перистой листвой соседствуют с крупнолист­ными, а пряморастущие кустарники с раскидистыми.

Масштаб

 

Масштаб — термин дизайна, обозначающий пропорции между высотой, шириной и длиной различных живых и не­живых элементов сада. Как правило, в первую очередь стараются исключить слишком крупные объекты. Покупая растение, уточните, каких размеров оно достигнет, когда вырастет. К сожалению, этот совет часто игнорируют и делают опрометчивые покупки: например, владельцы среднего по размерам сада, увидев в садовом центре плакучую иву или лиственницу, покупают их, потому что они «такие симпатичные», а через несколько лет сталки­ваются с необходимостью постоянной обрезки, потому что эти гиганты стремятся вырасти до своей природной высоты и им не хватает места.

В то же время важно избегать слишком мелких эле­ментов. Крошечное патио, примыкающее к большому до­му, будет выглядеть так же неуместно, как маленькая клум­ба на просторном газоне. Тем не менее, избегая слишком большого и слишком маленького, не следует стремиться к усредненной, стандартной высоте. Даже на крошечном участке удачным акцентом может стать растение с крупны­ми листьями, играющее роль архитектурного элемента.

Интерес

Этот принцип сводится к тому, что в саду должны быть элементы, к которым хотелось бы подойти ближе, чтобы получше их рассмотреть. Это может быть особенно кра­сивый цветок или растение, которого гость никогда не видел, скульптура или японский прудик. Интересный элемент может быть виден сразу, но опытный дизайнер сделает так, чтобы такие элементы открывались зрите­лю постепенно. Говоря языком дизайнеров, по мере приближения к акценту «загадочность» должна перехо­дить в «напряжение», а затем в «удивление». В неболь­шом саду принцип интереса можно реализовать, разме­стив несколько притягивающих взгляд объектов таким образом, чтобы не все они были видны с патио или от входной калитки.

Размер и форма

Поскольку речь идет о вашем саде, то самое главное — чтобы он нра­вился именно вам. Тем не менее, даже если вы полагае­тесь только на свой вкус, вам придется принимать во вни­мание размер и форму участка, потому что они ограничи­вают выбор возможных способов создать красивый и удобный сад.

Для заядлого садовода естественно хотеть размес­тить на участке максимально возможное количество рас­тений и объектов. Ландшафтные дизайнеры иногда с изу­млением выслушивают пожелания своих клиентов. В них, разумеется, присутствует самое необходимое: газон, са­рай для инвентаря, клумбы и т. п. Потом идет все осталь­ное: розарий, пруде рыбками, огород, альпийская горка, детская площадка, солнечные часы. Если в вашем распо­ряжении полгектара-гектар, то разместить на нем все это — не проблема, но на маленьком участке это просто исключено. Что-то из списка придется вычеркнуть: чтобы не пресытиться садом среднего размера, в нем обяза­тельно должно быть открытое пространство.

Кроме того, необходимо соотносить свои идеи с фор­мой сада. Длинный и узкий участок будет выглядеть как коридор, если не разделить его на несколько зон. Квад­ратный сад может выглядеть скучно, как коробка. Прямые линии хорошо разбить изогнутыми бордюрами по углам, круглыми клумбами и иными объектами.

Цвет

Существует множество рекомендаций и ограничений относительно использования в саду цвета. Лучше все­го ознакомиться с основными правилами, сформули­рованными экспертами, а затем воспользоваться те­ми идеями, которые в наибольшей мере отражают ва­ши пристрастия.

Чтобы зрительно удлинить сад или расширить бордюр, следует разместить рас­тения, окрашенные в теплые тона (красные, желтые и т. п.), впереди, а окрашенные в холодные тона (голу­бые и зеленые) — сзади. Высаживайте растения груп­пами, чтобы создавать цветные мазки, а не пестроту. Чтобы сад воспринимался как единое целое, свяжите разные его части одним цветом.

Есть три способа гармоничного использования разных цветов, при котором они сочетаются друг с другом. Наиболее смелый подход заключается в соз­дании контрастных схем, в которых используются про­тивоположные цвета — оранжевый с голубым, желтый с фиолетовым, красный с зеленым, но такие решения не всем нравятся. Наиболее спокойное решение — использовать цвета, расположенные в палитре рядом, например, голубые и лиловые, красные и желтые с оранжевыми. Наиболее тонко цвет используется в мо­нохромных схемах, состоящих из тонов и оттенков од­ного цвета. Примером может служить белый или голу­бой сад вокруг большого дома.

Белый и серый выгодно оттеняют другие цвета. Их используют, чтобы сделать более выразительными па­стельные схемы или сгладить режущую глаз пестроту, разделив яркие цвета.

Добавьте саду высоты

Разновысокость подчеркивает красоту сада. Добиться то­го, чтобы в насаждениях присутствовал перепад высот, от­части можно, посадив растения разного размера — колонновидные хвойные, раскидистые кустарники, а также низ­корослые и образующие ковер почвопокровные растения. Помните, что расположенный поблизости от дома высокий объект зрительно удлиняет сад. В большинстве случаев сад выиграет от взбирающихся по стене вьющихся расте­ний: они придадут ему дополнительную высоту.

Однако всего этого недостаточно для того, чтобы избе­жать присущего столь многим участкам уплощенного силу­эта. Необходимо приподнять рельеф посадок, чего можно добиться несколькими способами. В непосредственной близости от дома растения часто размещают в кадках — этот прием позволяет создать интересные цветовые реше­ния. На альпийской горке растения также приподняты над землей, но горку нужно грамотно построить и правильно со­держать. На наклонном участке напрашивается создание одной или нескольких террас с подпорными стен­ками из кирпича или камня. По переднему краю террас мож­но посадить разрастающиеся альпийские многолетники, которые будут ниспадать каскадом, смягчая линии стенки.

На ровном участке имеет смысл сделать одну или не­сколько приподнятых клумб, которые имеют также ряд других важных достоинств. Подпор­ные стенки можно сложить из различных материалов: при­родного или искусственного камня, кирпича, дерева, рас­пиленных вдоль бревен и др. Если подпорные стенки выло­жить сухой кладкой, то в щели между камнями можно выса­дить растения.

Спрячьте некрасивое

Если некрасивый объект невозможно убрать, его нужно спрятать. Обычно для этого используют экран в виде деко­ративной стены, забора, увитого девичьим виноградом, плющом или плетистыми розами, или шеренги быстрора­стущих хвойных растений. Но это не единственный способ скрыть нежелательный вид. У плоской ширмы есть недос­таток: большая, притягивающая взгляд поверхность может стать акцентом, привлекающим внимание к частично скры­тому объекту. В некоторых случаях лучше закрыть нежела­тельный вид трехмерным объектом неправильной формы, например посадить перед окном раскидистый куст.

Создайте постоянный остов

Чтобы сад не напоминал гигантский балконный ящик, он должен иметь фиксированный, не завися­щий от времени года каркас. Завершенность саду могут придать только постоянные объекты. В этом смысле полезны декоративные элементы — арки, солнечные часы, фонтаны, огороженные участки и т. п., но в основном скелет сада создают кустарники и деревья. Каким бы маленьким не был ваш участок, на нем должны расти древесные растения. Именно деревья будут служить вехами зимой, когда в саду не станет однолетников, а бордюрные многолетни­ки скроются под снегом.

Посадите вечнозеленые и листопадные древесные растения

Чтобы зимой сад не казался голым, можно посадить хвойные растения. Некоторое количество таких рас­тений с золотистой, зеленой или серо-голубой хво­ей, конечно, необходимо, но не менее важную роль играют листопадные деревья и кустарники, к кото­рым относится большинство декоративноцветущих. Помимо того, что силуэт таких растений графично выглядит на фоне снега, они в течение года меняют свой облик.

Остерегайтесь ошибок

Умерьте амбиции

Начиная планировать сад, оцените свои финансовые и физические возможности, а также время, которым вы располагаете. Бессмысленно планировать строительство отапливаемой теплицы, если вам будет сложно оплачи­вать ее обогрев зимой и не будет времени, чтобы круглый год заниматься поливом, проветриванием и т. п.

Изменение рельефа всегда связано с большим объе­мом работ, чем предполагает владелец сада. Нельзя про­сто перевезти на тачке землю с высокого места туда, где ее уровень нужно поднять: сначала нужно снять верхний слой почвы на более низком участке, разровнять подпоч­ву, а затем вернуть на место верхний слой почвы.

Не стоит браться за мощение плиткой, кирпичную кладку, бетонные работы или валку больших деревьев, ес­ли вам не приходилось заниматься этим раньше. Если средства вам позволяют, наймите работников.

Овощи со своего огорода — одна из самых больших наград для садовода, но уход за овощными культурами требует, пожалуй, больше времени, чем любая другая ра­бота в саду. Если у вас мало свободного времени, не пла­нируйте разбивать большой огород.

Не делайте ошибок при разбивке газона

Газон необходимо тщательно планировать. Газону можно придать любую форму, однако лучше избегать извили­стых очертаний и острых углов. На поверхности газона не должно быть кочек и ям, но вполне допустим небольшой равномерный уклон. Трава будет хорошо расти на солнце и в полутени, но не в густой тени.

Первая ошибка — пытаться устроить газон там, где ни­когда не бывает солнца. Вторая — доводить траву до самой стены или дорожки; чтобы было проще поддерживать в по­рядке края газона, по его периметру должен идти бордюр без травы. Третья ошибка — довести дорожку до самого га­зона и оборвать ее: от постоянного хождения трава на ме­сте входа на газон будет вытаптываться, а почва утрамбо­вываться. Четвертая ошибка — оставить узкие полоски травы между клумбами и (или) бордюрами; чтобы облег­чить стрижку, ширина газона должна быть не менее 75 см.

С появлением газонокосилок на воздушной подушке появилась возможность косить траву на склонах, но не пытайтесь устроить газон на склоне, если его уклон пре­вышает 30°. И, наконец, не загромождайте газон предме­тами, которые трудно обходить при стрижке, например тяжелыми скамейками, большими цветочными горшками и деревьями с густой листвой.

Не ошибитесь при выборе растений

При планировании посадок изучите характеристики каждого дерева, кустарника или бордюрного много­летника, которые вы хотели бы посадить. Для этого загляните в книги, каталоги или Интернет. Нужно знать высоту растения во взрослом состоянии, сроки цве­тения, а также размах кроны дерева или куста и его требования к освещению и типу почвы.

Почти все клумбовые растения и альпийские многолетники любят солнце, но многие кустарники и бордюрные многолетники хорошо растут также в по­лутени. Убедитесь, что растениям в вашем списке подойдет отведенное для них место. В противном случае вы сами создадите себе проблемы: напри­мер, растения, которые любят известковую почву, будут плохо расти или вовсе не смогут выжить на ки­слой почве, и наоборот.

 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Теория ландшафтного дизайна
» Эта статья от пользователя admin

5 cамых читаемых статей из раздела Теория ландшафтного дизайна:
» ЭТАП 1. ВЫБЕРИТЕ ПОДХОДЯЩИЙ СТИЛЬ
» ЭТАП 2. СОЗДАЙТЕ ПЛАН УЧАСТКА
» ОСНОВЫ ЦВЕТОЧНОГО ДИЗАЙНА: Цветник из однолетников
» ЭТАП 8. РАЗРАБОТАЙТЕ ПЛАН ПОСАДОК
» Составляем план цветника из однолетников

5 последних статей раздела Теория ландшафтного дизайна:
» Советы от профессионала
» Составляем план цветника из однолетников
» ОСНОВЫ ЦВЕТОЧНОГО ДИЗАЙНА: Цветник из однолетников
» ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ЦВЕТОЧНОГО ОФОРМЛЕНИЯ
» ЭТАП 1. ВЫБЕРИТЕ ПОДХОДЯЩИЙ СТИЛЬ

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


MyArticles 0.6 beta for RUNCMS: by RunCms.ru

Copyright© 2007 by fazenda-life.ru
Каталог ссылок

RunCms Copyright © 2002 - 2024
- Free Opensource CMS System - 
- Click here to visit our mainsite! -

- Генерация страницы: 0.03 секунд -