Добро пожаловать


Японский садик

Дата:  11.3.12 | Раздел: Современные идеи для сада

Садоводство сродни игре, где фантазии и мечты всегда можно воплотить. Придумать и создать, и не понарошку, а в жизни. Тем более японские сады с их уменьшенным масштабом ландшафта, строений и деревьев подходят этой игре.

В Японии приемы создания садов постоянно развиваются, формализу­ются в угоду современной моде на ла­коничность. И все-таки три элемента, три стихии, остаются неизменными: камень, вода, живая природа в виде рас­тений. Вода, как известно, может быть изображена символично — камнями или растениями. Вот основа, от которой можно играть, обладая чутьем, вкусом, знанием материалов.

Символизм японских садов позволя­ет придумывать сюжет и воплощать его с помощью трех элементов. Сюжет часто связан с воспроизведением конкретно­го природного ландшафта, и садовод- художник создает его уменьшенный об­раз в рамках территории сада. Простор для творчества, невзирая на небольшую площадь сада, огромный и в то же время определенный образ для воспроизведе­ния упорядочивает планировку сада: нет хаоса, бездумного навала камней и бес­порядочного расположения растений.

границы: внешние и внутренние

Японские сады при всей их кар­тинности могут быть достаточно функ­циональны и, что важно для облада­теля, удобны для ухода. Причиной тому — четкая граница стихий, которая строго поддерживается садовником, не перегруженность растениями как по ассортименту, так и по количеству. Для него характерна группировка растений одного вида вместе, чтобы усилить эф­фект в сезон декоративности. Эти три особенности и четкие границы посадок облегчают уход.

Изгородь, расположенная по гра­нице сада, отделяет сад и физически, и визуально, и психологически. Благодаря этому малый сад в японском стиле не­сложно вписать в сад большего размера любой другой концепции — просто очертить небольшой японский остро­вок. Территория сада в Японии — это место, где можно отрешиться и отдох­нуть от действительности, попытаться понять суть вещей и мироздания. Здесь можно просто спокойно посидеть, по­думать или лучше (и к чему стремятся последователи дзен-буддизма) остано­вить поток мыслей.

В саду в качестве границы (внешней и внутренней) часто применяют бамбу­ковые и просто деревянные изгороди. Природные материалы выглядят орга­нично, неброско, да и стоят недорого. Границей и одновременно фоном могут служить стены строений, и чем проще они и нейтральнее, тем лучше для буду­щей картины японского сада.

Камень, помимо символической художественной нагрузки, использу­ется в мощении дорожек, галька — для отсыпки границы посадок и дорожек, для устройства дренажных канавок и приямков. Выбор камня — опять же дело вкуса, но он в японских компо­зициях, как правило, не очень яркий. Лучше использовать светлый голубова­то-серый, желтовато-коричневый или черно-серый. Контрастные сочетания камней редки, чаще все камни и галька подбираются в тон, отсыпка неизмен­ного светло-серого цвета.

растения

Сад в Японии может быть вообще лишен растений, но это все-таки ред­кость. Интересно, что растения также могут символизировать воду, космичес­кое пространство или небо. Для этого обычно применяют почвопокровные растения, чаще всего используют мхи, офиопогон, вечнозеленые кустарники в стрижке. У нас также можно сделать моховой сад или посадить виды, похо­жие на мхи и по смыслу их заменяющие: пахизандру (Pachysandra), очитки, сте­лющиеся по земле можжевельники.

   

Японский стиль узнается благодаря формированным деревьям типа бонсай, которые в малом пространстве сада выглядят кряжистыми противостоящи­ми стихии исполинами. Бонсай — это трудоемко, зато вносит в сад традиции, оставляет память и завет будущим по­колениям. Подойдут для этой культуры сосны, некрупные клены, лиственницы, бересклеты, яблони, боярышники.

Традиционно японскому саду при­суща монохромность. Много вечно­зеленых видов, в частности сосен, азалий, что играет в тему круглогодич­ной декоративности. Лишь дважды в год сады заливаются красками. Весной на них обрушивается розовый снегопад нежных лепестков сакуры. Осенью декоративным огнем ненадолго вспыхи­вают листья кленов. Мы, избалованные пурпурнолистными и желтолистными формами, в угоду яркости пытаемся до­бавить цветистые мазки в свой сад. Да и сами японцы вывели множество сортов клена длановидного (Acer palmatum) с различной формой и окраской листвы. Все же в японской композиции не стоит увлекаться цветом, торопить события. Лучше достичь этого за счет сезонной декоративности немногих видов. И тогда будет время тюльпанов, ирисов, пионов, не говоря уже о цветении вишни и осен­нем кружеве кленов.

И тут мы вплотную подходим к самому сложному в нашей игре, если говорить об исполнении желания и о создании японского сада наяву, а не в мечтах. Сакуры мерзнут, японские клены требуют укрытия. Придется использовать зимостойкие виды кле­нов, например, к. Гиннала (A. ginnala) и к. колосистый (A. spicalum). Очень хоро­ши малоизвестные еще дальневосточные к. моно (A. mono), к. манчжурский (A. mandshuricum). Равноценной замены сакуре, пожалуй, нет, но спасают карти­ну обычные вишни, яблони, черемуха 'Colorata', да и боярышники.

Что-то будем укрывать, что-то — пригибать к земле, чему-то предложим альтернативу. Главное в игре — сохра­нить дух места, попытаться передать атмосферу японского сада.

 

Марина Мерзликина, кандидат биологических наук.




Cтатья опубликована на сайте "Фазенда":
https://fazenda-life.ru

Адрес статьи:
https://fazenda-life.ru/modules/myarticles/article_storyid_1243.html